1974 год. Поздняя осень.
Большую часть стола, что стоял по центру комнаты, занимала подробная карта Арнора. Особой надобности в ней не было - все, кто находился в комнате, знали местность получше многих картографов. Видели своими глазами и не раз все эти холмы, овраги, старые русла и чащобы. Не задумываясь, могли сказать, сколько дней нужно для перехода гонцу, пешему страннику, конному воину, большому или малому отряду.
А карта - для напоминания, насколько близок враг. И сколько земель уже опустошил.
читать дальше- Ангмарцам нужен Форност. Последний оплот северных дунэдайн. Княжеский дом, возьмешь его - и сломишь Артедайн. Ангмарцы уверены в своих силах и вряд ли пойдут в обход. - начал Арведуи. - Основная часть нашего войска станет лагерем на Северных холмах. Небольшая часть, по большей части хоббиты, расположится на Погодных холмах. Если не защитить подход со стороны Рудаура, Ангмар наверняка воспользуется этим, разделит свои силы и ударит с двух сторон. Кроме того, это просьба самих хоббитов. Они волнуются за ту часть своего народа, что живет в Бри и хотят иметь возможность самим защитить родичей. Отряды разведчиков, стало быть, пусть сосредоточатся на северных и восточных подступах. Что касается самой крепости, не вижу смысла увеличивать число ее защитников.
По комнате пронесся разочарованный вздох.
- Когда нам придется отступить в Форност, - напомнил Линхир, младший сын Арведуи, - крепости понадобятся немалые силы, чтоб сдержать нападающих. А тем воинам, которые до этого сражались снаружи, будет нужна хоть какая-то передышка.
Арведуи ничего не ответил сыну. Вместо этого он повернулся к одному из командиров.
- Келебмир. Что говорят твои следопыты о численности вражеских войск?
- Вчетверо больше нашего, - послушно ответил тот.
- Так скажите, мои лорды, можем ли мы позволить себе отослать кого-то в тыл? Можем ли еще больше ослабить себя?
- Мой лорд, вы знаете мое мнение. Скоро придет помощь, мои люди пишут из Гондора, что флот почти готов, и покинет гавани Пеларгира, как только закончится сезон штормов. И это говорят не во дворце, где сложно отделить правду от политики. Это говорят в самих гаванях. Войско там действительно немалое, и многие воины конные.
- И когда, по твоим подсчетам, помощь придет сюда, в земли Арнора?
- В середине весны, если все сложится удачно. Летом, если сезон штормов затянется, как порой бывает.
Арведуи невесело рассмеялся.
- Середина весны... Ангмар будет здесь через месяц. Думаете, Форност выдержит четыре месяца осады? Пока мы снаружи, нас кормят села и хутора. Худо-бедно, но кормят. От себя отрывают, я знаю это. Только что-то скопится - тут же отсылают нам. Только молока не надоишь на полгода вперед. Да и что я буду за князь, если брошу своих хуторян на разграбление ангмарцам? А крепость должна быть вдесятеро больше, чтоб поместить просто и их скот.
- Запас стрел тоже не бесконечен, - в тон отозвался Аранарт. Закончатся - тут и конец осаде. А из крепости сильно мечом не помажешь. Нет, отец прав. Первый удар мы должны принять на открытой местности. Только это даст нам шанс выиграть время до весны. Только так сможем дождаться помощи с юга.
- А что если ее не будет? Если в последний момент на Гондор нападут с востока, как треть века тому назад?
Арведуи обвел взглядом окружающих.
- Тогда мы умрем весной, а не зимой. А, может, доживем до лета.
*
Когда ждешь неизбежного, а оно медлит, ты словно застываешь меж времен. Когда уже попрощался с прошлым, а будущее все не наступает, когда сидишь на холме и глядишь в никуда, тогда впервые в жизни приходит настоящее. А после, когда наконец приходит долгожданная беда , чувствуешь странную смесь сожаления с облегчением.
Ангмар напал на закате. Орки и колдовские твари отлично видят в темноте, куда лучше людей. И все же первая атака не прошла. Маленькая победа, выигранный день. Выстоять при первом ударе значит обрести надежду.
Завтра будет сложнее, думал Арведуи. Первый удар был пробным - хорошо, если вполсилы.
Вторая атака оказалась серьезнее. Ангмарцы шли напролом. Арведуи пришлось стянуть фронт к центру, чтоб враг не прорвался. И потерь в этот раз было больше. Надежда была на то, что потрепанному врагу понадобится время, чтоб восстановить боеспособность.
До третьей атаки действительно прошло несколько дней. На рассвете одного из самых темных зимних дней Ангмар пошел широким фронтом. Когда следом на горизонте показалась ангмарская конница, замысел стал ясен, но фланги войска Артедайна уже прочно увязли в драке. Конница закономерно прорвала оборону в центре, но не стала приближаться к Форносту - там она оказалась бы прижата к стенам и в итоге разбита с двух сторон. Вместо этого ангмарский отряд ударил по левому флангу дунаданов.
Арведуи мог только бессильно наблюдать с холма, как половина его войска отступает на запад, в то время как с севера приближается еще одна волна ангмарцев. С лестницами и катапультами.
Разведчики недооценили мощь врага. Преимущество было куда больше, чем предполагалось. Хотя знай он, Арведуи, это раньше, что бы изменилось?
- Халбарад! - скомандовал князь - Уводи людей в крепость. Быстро.
- Лорд, а как же вы?
- Я останусь прикрывать ваш отход. Не перечь. Времени на это уже нет.
Халбарад, старый друг и советник князя, опустил глаза.
- Слушаюсь, мой князь. Но лучше бы я прикрывал вас.
- Ты бы искал смерти. А у меня есть причины выжить. Иди, не думай.
Кольцо и палантиры, - подумал про себя Арведуи. - Вот, на самом деле единственная причина. Но очень веская.
*
Осада продлилась месяц. Князь все еще был жив - порой слышался его рог, а с самой высокой башни можно было увидеть его знамя. Это не только воодушевляло защитников крепости, это еще и помогало им. Услышав ненавистный звук, ангмарцы отвлекались от осады и пытались изловить врага - можно было не сомневаться, что за голову Арведуи была назначена хорошая награда. А отряд дрался какое-то время, а затем неведомым образом исчезал. Кое-кто в крепости говорил, что Арведуи давно мертв, и это его призрак сражается. Глупости, конечно - все знали, что призраками становятся только плохие люди.
Но однажды всадник не появился в тяжелую минуту, а вскоре и сама крепость пала. Ангмарцы ворвались через ворота. Битва продолжилась уже внутри.
Над подвалом, где пряталась Исильвен и двое раненых дунаданов, раздались шаги. В комнате кто-то был.
- Эй, орчье! - послышалось сверху, со стороны входной двери. - Факелом не размахивай так, еще сожжешь чего. Владыка ясно сказал, городу не вредить.
- Я и не собирался, человек. Просто взять кой-чего хочу. И перекусить маленько.
Исильвен подавила рвотный позыв. За то недолгое время, что помогала раненым, она стала куда проще относится к реалиям войны. Но там, наверху, оставались двое умерших этим утром.
- Успеешь нажиться. Лучше поищи остальных. Здесь явно было больше народу.
- Не указывай, снага. Сделаю все. Сейчас я голоден.
- Ты будешь делать то, что я скажу! И тогда, когда я скажу! - рявкнул человек.
Это было ошибкой. Звук, последовавший за этим, мог быть только ударом осевшего тела о пол.
- Знаешь что, человек? Побалуюсь-ка я свежим мясом. Это уже остыло.
Трапезу орка было хорошо слышно. Исильвен за это время несколько раз успела подумать, что ей следовало оставаться наверху. Тогда это чавканье не было бы последним, что она услышит в своей жизни. А в том, что орк в конце-концов найдет убежище, девушка мало сомневалась.
Закончив с бывшим товарищем, орк захрапел. Исильвен не поверила своему счастью, но это было так. Устал после боя, затем плотно поел - вот в сон и поклонило. Девушка бесшумно отодвинула крышку подвала, выбралась наверх. Солнце давно зашло, за окнами было темно, и к удивлению ничего не горело. Исильвен вспомнила о приказе, упомянутом тем несчастным, которого сожрал орк.
Подойдя к спящему телу, Исильвен достала кинжал, приблизила его к горлу орка.
- Думала, сплю? - орк открыл глаза, перехватил руку с оружием и захохотал. - Просто лень было искать, решил, что сама выйдешь. Угадал.
Исильвен попрощалась было с жизнью. Сейчас ребята вылезут из подвала, прикончат орка, но ее спасти уже не успеют.
Смех прервался. Черная кровь вылилась изо рта, хватка немного ослабла.
- Хорошо смеется тот, у кого арбалет, - послышалось от двери. - Дай помогу. Спокойно, я свой.
Исильвен не сразу поняла, что помощь гость предложил не ей, а Гильдору, ее товарищу, который пытался выбраться вслед за ней, но перевязанная рука не давала ему сделать это быстро.
На вид незнакомец был немолод, хотя лет десять-двадцать от старости его еще отделяло. Кольчуга, арбалет - воин. Однако защитников за месяц осады Исильвен если и не выучила всех, то по крайней мере своих от чужих могла отличить.
- Свой? Не припоминаю. И для своего ты одет как-то странно...
Брандир, дунадан с перебинтованной грудью, тоже, наконец, вылез наружу.
- А, эмблема? Да, вражеская. Непросто было в город попасть, а с нашими знаками так вообще невозможно. Соображаешь?
- Так... а от нас тебе что нужно?
- Вывести из города. Приказ Арведуи. Там есть еще кто?
Упоминание имени князя подействовало завораживающе. Недоверие Исильвен испарилось, и даже не пришло в голову, что посланцем Арведуи мог назваться и враг.
- Эрендиль. Командовал обороной восточной стены, когда...
- Без подробностей. Идти сможет?
Тот, кого назвали Эрендилем,
- Я на него последний лист ацеласа потратила. После этого сможет. Но пока еще медленно и недалеко.
- Ясно. Я Хельгорн. Оружие спрячьте, будете делать вид, что пленные. Орчье добралось до ваших винных погребов, так что люди ангмарца больше следят за своими неразумными союзниками, так что шанс прорваться есть.
Постой, - Эрендиль оперся на плечо Гильдора. - Если черному колдуну так нужен город в целости и сохранности, пусть он его не получит. Бросьте факел в тряпье.
- Что ж, - кивнул Хельгорн. - Большой пожар вряд ли выйдет, но это привлечет внимание. И отвлечет от нас. Теперь идем, вы, пожалуй, последние, но не единственные.